Корпоративная тактика: настройка системы достижения показателей

В идеальном мире у каждого бизнеса есть стратегия, которая подсвечивает путь развития. Бизнес идет из точки А в точку Б без отклонений от курса и растет. Но мы живем в реальности, где: а) стратегии может не быть вовсе, б) она есть, но никак не соотносится с ежедневной рутиной. 

Многие движутся на ощупь и тестируют гипотезы эмпирически. У такого варианта есть существенный минус: если идея не выстреливает, ресурсы тратятся просто так. Малому и среднему бизнесу это вредит. Поэтому движение все равно нужно систематизировать. И корпоративная тактика часто бывает оптимальным решением для развития бизнеса.

Корпоративная тактика: настройка системы достижения показателей

Что такое корпоративная тактика и как она соотносится с корпоративной стратегией

Корпоративная тактика – это конкретные действия и шаги, запланированные на отрезок времени от квартала до года, направленные на достижение бизнес-показателей.  Если в компании есть долгосрочная стратегия, то тактика позволяет ежегодно достигать стратегических целей и при это оставаться в стратегической рамке: продукта, рынка, себестоимости.

Предположим, у компании в стратегии зафиксирована долгосрочная цель стать лидером на рынке стран Юго-Восточной Азии в течение пяти лет. Для этого целевой годовой объем продаж через 5 лет должен быть не менее 100 млн долларов. В своей стратегии компания определила ниши, за счет которых она начнет экспансию, ценовую политику и политику продвижения.

Далее мы разобьем цель по продажам на 5 лет:

  • 1 год – 5 млн. долларов,
  • 2 год – 10 млн. долларов,
  • 3 год – 35 млн. долларов,
  • 4 год – 70 млн. долларов,
  • 5 год – 100 млн. Долларов.

Далее нам нужно разработать тактический план на первый год: здесь и получение первой выручки (если рынок для нас новый), и построение фундамента для продаж второго года.

В итоге этот план может выглядеть так:

Цель №1 на первый год: выручка 5 млн долларов = 100 (количество предварительных контрактов первого года) х 5% конверсия х 1 млн долларов (средняя цена одного контракта).

Задачи для реализации цели:

  1. Построить отдел продаж для региона Юго-Восточной Азии из 5 менеджеров и 1 руководителя.

  2. Запустить рекламную компанию с охватом 10 000 потенциальных клиентов.

  3. Снизить себестоимость логистики за счет покупки местной логистической компании.


Цель №2 на первый год:
заключить 100 предварительных контрактов на второй год. 

Не всегда для построения корпоративной тактики нужна стратегия

Чтобы научиться следовать стратегическому плану и достигать стратегических целей, сначала бизнес должен взять планку пониже: ставить галочку “выполнено” рядом с квартальными и годовыми целями. Управлять ростом в долгосрочной перспективе получится, если научиться управлять им в перспективе краткосрочной. 

Часто даже для годовых показателей план по достижению не разработан. А если это достижение случилось, то нет понимания, как его снова воспроизвести. 

Бывает и по-другому: существующая стратегия перестает быть актуальной, например, под влиянием внешних обстоятельств. В моем опыте есть такой кейс.

Химическое предприятие в России, входит в международный холдинг. Иностранные владельцы поставили нового генерального директора: требовалось антикризисное управление. Первое, что он сделал – запустил в разработку новую корпоративную стратегию. Мы знаем, что это не вопрос пары недель. Поэтому параллельно началась разработка тактических планов для подразделений для достижения квартальных и годовых показателей. 

Пока стратегия разрабатывалась, команда приучалась достигать показателей, а изменения внедрялись. По итогам пятилетней работы компания не просто сохранилась и выросла, но и стала номером один в мире по корпоративному управлению среди 11 аналогичных предприятий международного холдинга.

В таких ситуациях, когда у бизнеса вообще нет понимания того, куда и как он идет, тактика систематизирует хаос. Она поэтапно выстраивает ступеньки: одну, вторую, третью. Большие горизонты при таком подходе не открываются, но бизнес становится устойчивым и рационально использует ресурсы. 

Как строится корпоративная тактика: ключевые этапы

Построение корпоративной тактики — процесс из нескольких этапов. Для полного понимания предлагаю погрузиться в разработку корпоративной тактики для абстрактной компании N – производителя и продавца потребительской электроники. Ее стратегическая цель – увеличение своей доли на рынке смартфонов. 

Первый этап – планирование и постановка бизнес-показателей: 

  • Определяем ключевые бизнес-показатели, ставим плановое значение на период, смотрим, на сколько процентов нам нужно прирасти по отношению к аналогичному периоду.

На этом этапе компания N поставила цель: увеличить свою долю на рынке смартфонов на 15% по сравнению с прошлым годом, что составляет 5 млрд рублей выручки по смартфонам по итогам года.

Второй этап – разработка тактического плана. В этой точке:

  • Определяются ключевые направления деятельности для производства и логистики, маркетинга и продаж, финансов и управления персоналом.

  • Определяются ключевые бизнес-показатели ключевых направлений таким образом, чтобы достигался общий бизнес-показатель.

  • Разрабатываются тактические задачи и план мероприятий по их реализации для каждого направления. Для производства они могут лежать в плоскости оптимизации производственных процессов и внедрения новых технологий.

  • Маркетингу и продажам предлагаются рекламные кампании, продвижение новых продуктов и развитие дистрибуции. 

  • Для финансов – управление затратами и привлечение инвестиций. 

  • Тактические мероприятия для управления персоналом будут фокусироваться на обучении и развитии сотрудников, улучшении мотивационных программ. 

Умение определить задачу является ключевым фактором для составления качественного тактического плана. Задача отвечает на вопрос: какую проблему нужно решить, какой барьер устранить, какой фактор активировать, чтобы увеличить бизнес-показатель. Когда задача определена, расписать ее на пошаговый план мероприятий значительно легче.

По итогам третьего этапа тактический план компании N стал выглядеть так:

  • Для производства: добиться увеличения производственных мощностей на Х. Задача: для увеличения производственных мощностей оптимизировать внутреннюю логистику и поставить дополнительные (Z) сборочные линии.

  • Для маркетинга: привлечь Y новых клиентов, увеличить LTV на A %. Задача: проведение масштабной рекламной кампании с покрытием на X.

  • Для продаж: заключение W контрактов с новыми дистрибьюторами. Задача: запустить отдел продаж по работе с новыми дистрибьюторами из трех менеджеров и одного руководителя.

  • Для управления персоналом: нанять 4 сотрудника в отдел продаж по работе с новыми дистрибьюторами Задача: разгрузить специалиста по подбору за счет внедрения технологий ИИ на этапе отбора резюме. 

Четвертый этап – реализация тактического плана, здесь:

  • Определяются лица, ответственные за выполнение каждой тактической задачи и мероприятия.

  • Устанавливаются сроки выполнения.

  • Распределяются ресурсы: материальные, человеческие и другие. 

В компании N в рамках этапа реализации назначили ответственных менеджеров в каждом направлении и разработали детализированный план с конкретными сроками и распределением ресурсов.

Пятый этап – мониторинг и контроль:

  • Разработка системы ключевых показателей эффективности (KPI) для отслеживания выполнения тактических задач.

  •  Регулярный мониторинг прогресса выполнения задач.

  • Корректировка плана в случае отклонений от запланированных результатов.

В компании N на пятом этапе построения корпоративной тактики установили KPI: увеличение продаж на 10% в первом квартале, заключение договоров с 5 новыми дистрибьюторами и так далее. Запланировали еженедельные совещания для оценки прогресса и корректировки плана.

Шестой этап – оценка и анализ результатов:

  • Оценка достигнутых результатов в сравнении с запланированными.

  • Анализ ошибок и успехов для извлечения уроков и улучшения будущих тактических планов.

  • Сбор обратной связи от всех участников процесса.

Вот к каким результатам пришла компания N:

  • По итогам года проведена оценка: доля рынка увеличилась на 12%.

  • Анализ показал, что маркетинговая кампания была успешной, но возникли проблемы с производственными мощностями.

  • На следующий год запланировано дальнейшее расширение производства и улучшение логистики.

На конкретном примере мы просмотрели весь путь компании, которая построила корпоративную тактику. Этот подход сделал абстрактные цели осязаемыми небольшими задачами и в размеренном темпе привел к достижению запланированного.

Настройка системы достижения показателей – важный аспект корпоративной тактики

Сформированная тактика дает компании ценный ресурс – понятный план действий, расписанный до мельчайших подробностей. Но работа по нему действительно дала результат, важно синхронизировать действия и результат этих действий. Для этого параллельно с разработкой тактики настраивается система достижения показателей. 

Настройка системы достижения показателей — это процесс, который включает в себя определение ключевых показателей эффективности (KPI), установление целевых значений, внедрение процессов для сбора и анализа данных, а также создание механизмов контроля и мотивации.

Просто закрывать задачи недостаточно. Это не даст инсайтов для развития в перспективе и при малейшем отклонении от курса бизнес снова не сможет понять, что работало не так. Поэтому сразу решаем, что и как мы измеряем. 

 

Шаги настройки системы достижения показателей:

  1. Определение стратегических целей.

  2. Разработка целей тактических. 

Первые два шага делаются в рамках разработки тактики и отдельных энергозатрат здесь не нужно.

  1. Определение KPI. Они выбираются на основе тактических целей и могут быть сформулированы, например, так: количество новых продуктов, выведенных на рынок / время ответа на запросы клиентов / количество брака на производстве.

  2. Установление целевых значений. Для каждого KPI устанавливаются конкретные и измеримые целевые значения. Для количества новых продуктов – 3 новых продукта в год / для времени ответа на запросы клиентов – снижение с 8 часов до 4 часов / для количества брака на производстве – снижение на 5%.

  3. Внедрение системы сбора и анализа данных. На этом этапе компания внедряет системы и инструменты для автоматизированного сбора и анализа данных. CRM-системы для мониторинга взаимодействия с клиентами / системы управления производством для отслеживания издержек и брака.

  4. Внедрение мониторинга и контроля. На этом шаге обозначаются регулярные периоды для этих процессов. Например, еженедельные отчеты по ключевым показателям или ежемесячные совещания для анализа прогресса и обсуждения проблем.

  5. Сбор обратной связи и корректировка. На основе данных мониторинга и анализа руководители дают обратную связь сотрудникам, в случае отклонений от плановых показателей внедряются корректирующие меры, а еще – повышается квалификация сотрудников через обучение.

  6. Мотивация и поощрение. Внедряется система мотивации для стимулирования сотрудников на достижение целевых значений KPI. Например, премии за выполнение плановых показателей. 

Настройка системы достижения показателей локально помогает сделать достижение корпоративной практики эффективным. По конкретной задаче должен быть конкретный результат. Не достиг? Корректируем. На коротком треке проще отследить слабые места и сразу их укрепить. 

Корпоративная тактика часто бывает оптимальным решением для бизнеса в ситуации трансформации и/или неопределенности и ограниченных ресурсов. В перспективе же такой подход сделает управление ресурсами бизнеса максимально эффективным, научит его гибкости и адаптивности и ,конечно, приведет к стратегическим целям.

Последние новости