Построение корпоративной тактики — процесс из нескольких этапов. Для полного понимания предлагаю погрузиться в разработку корпоративной тактики для абстрактной компании N – производителя и продавца потребительской электроники. Ее стратегическая цель – увеличение своей доли на рынке смартфонов.
Первый этап – планирование и постановка бизнес-показателей:
-
Определяем ключевые бизнес-показатели, ставим плановое значение на период, смотрим, на сколько процентов нам нужно прирасти по отношению к аналогичному периоду.
На этом этапе компания N поставила цель: увеличить свою долю на рынке смартфонов на 15% по сравнению с прошлым годом, что составляет 5 млрд рублей выручки по смартфонам по итогам года.
Второй этап – разработка тактического плана. В этой точке:
-
Определяются ключевые направления деятельности для производства и логистики, маркетинга и продаж, финансов и управления персоналом.
-
Определяются ключевые бизнес-показатели ключевых направлений таким образом, чтобы достигался общий бизнес-показатель.
-
Разрабатываются тактические задачи и план мероприятий по их реализации для каждого направления. Для производства они могут лежать в плоскости оптимизации производственных процессов и внедрения новых технологий.
-
Маркетингу и продажам предлагаются рекламные кампании, продвижение новых продуктов и развитие дистрибуции.
-
Для финансов – управление затратами и привлечение инвестиций.
-
Тактические мероприятия для управления персоналом будут фокусироваться на обучении и развитии сотрудников, улучшении мотивационных программ.
Умение определить задачу является ключевым фактором для составления качественного тактического плана. Задача отвечает на вопрос: какую проблему нужно решить, какой барьер устранить, какой фактор активировать, чтобы увеличить бизнес-показатель. Когда задача определена, расписать ее на пошаговый план мероприятий значительно легче.
По итогам третьего этапа тактический план компании N стал выглядеть так:
Четвертый этап – реализация тактического плана, здесь:
-
Определяются лица, ответственные за выполнение каждой тактической задачи и мероприятия.
-
Устанавливаются сроки выполнения.
-
Распределяются ресурсы: материальные, человеческие и другие.
В компании N в рамках этапа реализации назначили ответственных менеджеров в каждом направлении и разработали детализированный план с конкретными сроками и распределением ресурсов.
Пятый этап – мониторинг и контроль:
-
Разработка системы ключевых показателей эффективности (KPI) для отслеживания выполнения тактических задач.
-
Регулярный мониторинг прогресса выполнения задач.
-
Корректировка плана в случае отклонений от запланированных результатов.
В компании N на пятом этапе построения корпоративной тактики установили KPI: увеличение продаж на 10% в первом квартале, заключение договоров с 5 новыми дистрибьюторами и так далее. Запланировали еженедельные совещания для оценки прогресса и корректировки плана.
Шестой этап – оценка и анализ результатов:
-
Оценка достигнутых результатов в сравнении с запланированными.
-
Анализ ошибок и успехов для извлечения уроков и улучшения будущих тактических планов.
-
Сбор обратной связи от всех участников процесса.
Вот к каким результатам пришла компания N:
-
По итогам года проведена оценка: доля рынка увеличилась на 12%.
-
Анализ показал, что маркетинговая кампания была успешной, но возникли проблемы с производственными мощностями.
-
На следующий год запланировано дальнейшее расширение производства и улучшение логистики.
На конкретном примере мы просмотрели весь путь компании, которая построила корпоративную тактику. Этот подход сделал абстрактные цели осязаемыми небольшими задачами и в размеренном темпе привел к достижению запланированного.