Как открыть ресторан, у которого будет будущее

Ресторанный бизнес -  не самый маржинальный, невероятно сложный и высокорисковый, но поток желающих зайти в эту сферу не иссякает. Только в Москве с начала 2024 года открыли почти 600 новых заведений, но по опыту мы знаем, что далеко не всем из них суждено пережить 1 и 3 года существования, даже если “концепт выстрелит”. В чем секрет успешного ресторанного бизнеса, который будет жить и процветать долгие годы? 

Думали вместе с  Алексеем Васильчуком – ресторатором с опытом более 20 лет, сооснователем ресторанного холдинга «Васильчуки Ресторант Групп» и Сергеем Лебедевым – создателем сети корейских кафе CHICKO.

Как открыть ресторан, у которого будет будущее

Массовый формат или авторская концепция

В ресторанном бизнесе есть хорошо обкатанные форматы, которые будут понятны любому городскому человеку, который смотрит на Яндекс-карту, получает флаер у метро или просто задумывается о том, где он хочет сегодня поесть. У нас есть определенные ожидания от пиццерии, кофейни, пивного бара и т.п. как по меню, так и по среднему чеку. А есть авторские форматы, которые стремятся завоевать внимание публики своей оригинальностью.

Многие начинающие рестораторы видят “золотую жилу” в одном или другом направлении в зависимости от своих субъективных представлений, а если выразиться более прямолинейно, - от своих иллюзий по поводу данной сферы бизнеса. В обоих случаях на успех бизнеса влияет как построение бизнеса, так и концепт.

Как придумать концепт успешного кафе и ресторана

Если начинающий ресторатор в целом понимает, как строить этот бизнес с точки зрения финансовой модели, бизнес-процессов, клиентского сервиса, то самым актуальным вопросом для него является концепт, то есть “идея” привлекательный образ заведения, в которое потянутся люди. И тут могут быть разные подходы.

Молодое поколение в поиске концепта опирается на классические технологии: исследование аудитории, исследование рынка, тестирование гипотез. 

К возможной турбулентности нужно готовиться заранее. Лучший вариант – нетворкинг с коллегами по отрасли.  Например, на таких ежегодных отраслевых форумах, как HoReCa Forum Школы бизнеса “Синергия”, где мы уделяем особое внимание качеству нашей аудитории, привлекая крупный и малый бизнес, новичков и опытных игроков для взаимного “переопыления” опытом и инсайтами. 

Старшее поколение не надеется только на исследования и расчеты, хотя подходит к их созданию со всей серьезностью и скрупулезностью. С опытом не поспоришь, а он подсказывает, что дополнительно нужно еще и перестраховаться: придумать “план Б.

Сергей Лебедев
Сергей Лебедев
CHICKO

Ты открыл что-то понятное, известную концепцию, например, пиццу, но люди не идут. Значит у тебя проблемы с позиционированием и нет достаточного количества преимуществ, которые выделяют среди конкурентов. Задай себе вопрос: “А что меня отличает?”, а потом измените концепцию. Еще посмотри, как продвигают такой же продукт в социальных сетях за рубежом, на конкурентном рынке и используйте эти фишки. 

 

Алексей Васильчук
Алексей Васильчук
Васильчуки Ресторант Групп

95% рестораторов Российской Федерации имеют такой опыт, что что-то не зашло, я в том числе. Но всегда есть запасной вариант в кармане, если мы новое запускаем.

 

Трендвотчинг в ресторанной сфере

Как и в любом другом бизнесе, в сфере гостеприимства есть свой хайп и свои тренды. Сами по себе они не залог успеха, но могут подать идею того самого концепта, который поможет взлететь на старте. Концепт ресторана может быть вдохновлен общекультурным хайпом, который отражает устойчивый массовый тренд.

Сергей Лебедев
Сергей Лебедев
CHICKO

Тренд на корейскую культуру создал не я. Он существует в мире, в медиа, поэтому концепция и работает. Эта культура через фильмы, через сериалы, косметику проникла к нам и люди, знакомые с Азией, приходят есть еду, которую мы готовим”. 

Однако хайповые или трендовые темы - не такая простая история. Ведь мода приходит и уходит, а ресторанный бизнес нужно масштабировать и сохранить надолго. К примеру, тренд на здоровое питание есть, а взлетит ли такая ресторанная сеть?

Алексей Васильчук
Алексей Васильчук
Васильчуки Ресторант Групп

Мое личное мнение – тренд только зарождается. Говорили о нем давно и много, да. Но абсолютно точно, что открывать четко ЗОЖную историю не стоит, это очень узкий рынок. Если у тебя в меню только ЗОЖ, ты неконкурентен. Конкуренция – это когда ты следишь за трендами и делаешь ЗОЖ-страницы и так далее.

Сергей Лебедев
Сергей Лебедев
CHICKO

Тренд на ЗОЖ и правильное питание однозначно существует, но в России пока не так сильно развит, чтобы открывать крупную сеть общепита по этому концепту. Я не думаю, что это будет выгодно. Если я вижу по обратной связи от аудитории запрос на десерты без сахара, без глютена все чаще и чаще, то реагирую на рынок. Сейчас мы разрабатываем линейку наших десертов, но уже с сахарозаменителями. Я буду лучше адаптироваться, чем открывать отдельную какую-то сеть.

Сила нетворка в сфере гостеприимства

Главное, не забывать, что ресторанный бизнес - это сложная система. Если сама сфера для вас в новинку, то любую трендовую тему или основу концепта могут позаимствовать и улучшить более опытные конкуренты. Слышали ли вы когда-нибудь про такой бренд “White Castle”? Это первая сеть ресторанов быстрого питания, которую основали в  1921 году в Канзасе и в основе меню были гамбургеры. Однако в этой сфере нам известны совсем другие бренды, которые зашли на рынок позже и добились успеха за счет системного подхода к бизнесу и развития тренда на рестораны быстрого питания.

Так что ждем всех новичков и опытных рестораторов на HoReCa Forum Школы бизнеса “Синергия” и, как всегда, обеспечим блестящих спикеров и качественный нетворк.

Последние новости