Как научить ребенка ставить цели и добиваться их: игровые приемы и лайфхаки

Достижение целей – важный навык, который высоко ценят и в школе, и в бизнесе. Многие компании проводят тренинги по целеполаганию и продвигают по карьерной лестнице тех сотрудников, которые владеют этим навыком в совершенстве.

Основы умения правильно ставить цели и добиваться их закладываются в детстве. Это умение необходимо любому успешному человеку и развивать его нужно постепенно. Результат будет заметен сначала в школе: повысится успеваемость, снизится количество претензий учителя к поведению ребенка, – а затем и в юношеской и взрослой жизни: человек будет на голову впереди других как студент, молодой руководитель или владелец собственного бизнеса.

Целеполагание – навык успешных людей, который положительно повлияет и на школьное настоящее и на карьерное будущее. 

Как научить ребенка ставить цели и добиваться их: игровые приемы и лайфхаки

Что такое целеполагание и почему это сложно

Наши ожидания от ребенка очень похожи на ожидания компании от сотрудника. Мы хотим, чтобы он добился результата по школьным KPI, умел отстаивать свою точку зрения, был мотивирован и т. п. Однако как в школьной, так и в корпоративной жизни далеко не все это умеют. Причин может быть много, но главная – проблемы с целеполаганием.

Целеполагание – это умение представить себе результат в будущем, спланировать конкретные шаги и дорожную карту и выполнить нужные действия.

Казалось бы, не так сложно. Кто из нас не вешал на Новый год «Карту желаний» на стену, не составлял список целей на год, не начинал новую жизнь с понедельника. Но если по-честному: как часто вы точно в срок отмечали, что достигли намеченных целей? Далеко не всегда. Целеполагание – это действительно сложно, и этому надо учиться. Особенно детям, чтобы добиться успеха и признания в будущем.

Почему детям сложно ставить цели?

  1. Детям сложно отличить мечту от цели

У детей есть желания или мечты, тесно связанные со словом «хочу»: «Хочу новую приставку! Хочу мороженого!» Это описание желаемого результата, но в такой формулировке не просматривается анализ своих ресурсов, окружающей среды, обстоятельств и т. п. Соответственно, «хочуха» тут находится в пассивной позиции: либо ему подарят приставку, либо нет.

Не спешите обвинять ребенка в несознательности. Хотя бы потому, что все мы видели взрослых, которые мыслят похожим образом. А если серьезно, способность планировать движение к цели тесно связано с физиологией человека и возрастными нормами созревания мозга. Грубо говоря, в начальной школе ребенок может действовать по алгоритму, который придумали взрослые; он пока не готов ставить стратегические цели и составлять дорожную карту. Его надо обучать шаг за шагом при помощи игровых и жизненных задач.

Один из инструментов такого обучения в Synergy Box – методический блокнот. Чтобы дети учились простраивать путь до цели, мы адаптировали для них взрослую методику постановки целей по SMART и назвали ее КЕДР. 

С КЕДРом ребенок научится: 

  • К – понимать Конкретно, чего он хочет. Например, подтягиваться на турнике.
  • Е определять Единицу измерения цели. В нашем случае – 20 подтягиваний. Компонент учит видеть взаимосвязь между измеримостью цели и фактом ее достижения.
  • Д – ставить Дату достижения. Цель, какой бы растянутой во времени она не была, всегда имеет финальную дату. В случае с подтягиваниями – конец учебного года – 31 мая. Эта дата служит ориентиром и помогает не отклоняться от определенного курса. 
  • Р – проверять, достижим ли Результат. На этапе планирования ребенку предлагается честно ответить самому себе на вопрос: «А смогу ли?» Важно сразу учиться ставить реалистичные цели, чтобы не забросить это дело, разочаровавшись несколько раз. 

Ребенок ставит себе цели, а удобный и понятный блокнот помогает ему отслеживать результаты.

  1. Дети часто должны достигать целей, которые им поставили взрослые

Для достижения цели необходима мотивация – способность совершать усилия, хотя иногда нам бывает лень напрягать себя. Мотивация возникает тогда, когда цель действительно желанная, и мы правда хотим ее достичь.

Такое бывает, когда цель человек поставил себе сам или же другие люди предлагают ему идти к цели, которую он считает нужной и правильной. 

К огромному сожалению, взрослые часто ставят детям цели, которые младшему поколению кажутся не особенно ценными. Это может быть истиной: взрослый хочет за счет ребенка удовлетворить собственные амбиции и добиться собственных целей. Например многие школьные мероприятия не дают детям ценности, и они не хотят в них участвовать.

Но еще чаще дети просто не в состоянии увидеть ценность в той далекой цели, которую поставили старшие. Например мы понимаем, что сильный вуз поможет сформировать премиальный круг общения и сделать хорошую карьеру. Чтобы туда попасть, нужно построить учебный трек и идти по нему не один год. Но для ребенка это все слишком далеко и непонятно, поэтому он не мотивирован трудиться здесь и сейчас, особенно когда это тяжело и скучно.

Правильное решение – это: 

а) помогать ребенку увидеть связь между его усилиями и результатом;

б) предлагать активности, которые формируют нужные навыки в увлекательной игровой форме и дают быстрый и понятный результат здесь и сейчас.

Synergy Box предлагает детям в обязательной для будущего успеха рутине (школа, репетитор и кружки) искать то, что делает их день ярким. Мы, взрослые, помним, что увернуться от горького сиропа не всегда получалось, но иногда после мама давала конфетку, и жизнь сразу становилась веселее. 

Методика «Чем я себя порадую» предлагает искать яркие впечатления в каждом дне, а если их не было, то придумывать, рисовать на пончиках и претворять в жизнь. Эта активность помогает маленькому человеку не перегореть и выдержать баланс между  «надо» и «хочу». 

Учить целепорождению – ключ к успеху

Во взрослой жизни хорошо зарабатывают и завоевывают карьерные высоты те люди, которые не просто добиваются поставленных руководством целей. Такие люди всегда остаются ценными исполнителями. Важно быть проактивным, то есть придумывать и ставить цели самостоятельно, предлагать бизнесу идеи и решения для развития.

В детском возрасте это умение тренируется. И называется целепорождением – способностью придумывать значимые цели, которые не требуют стимулов от внешнего мира и колоссальных волевых усилий от самого человека. Цель достаточно привлекательна для того, чтобы мотивация была устойчивой сама по себе.

Фантазий, которые нравятся самому ребенку и могут превратиться в цель, в маленьких головах много, поверьте. Обычно они – глобальные и красивые: стать балериной, выиграть большие соревнования по плаванию. Но мы помним, что даже до краткосрочных целей детям добираться трудно, больших они и вовсе боятся и даже не всегда рассказывают о них. Но если «вытащить» желания наружу и правильно с ними поработать, то ребенок пойдет вперед и без постоянного родительского жужжания над ухом. 

Для работы с такими целями-желаниями в Synergy Box есть «Ракета» – поделка, которую нужно собрать самому. «Ракета» – планировщик достижения большой цели, который учит раскладывать ее на мелкие подцели. Так условные соревнования по плаванию перестают казаться чем-то страшным, а на смену сомнениям приходят четкие действия. 

Команда Synergy Box придумала, как обеспечить ребенку и интересный досуг, и возможность вырасти конкурентоспособным взрослым, который может адаптироваться и достичь успеха при любых обстоятельствах. Главное – начать обучать ребенка вовремя и предлагать ему вовлекающие и работающие на его развитие активности.

Последние новости