-
Детям сложно отличить мечту от цели
У детей есть желания или мечты, тесно связанные со словом «хочу»: «Хочу новую приставку! Хочу мороженого!» Это описание желаемого результата, но в такой формулировке не просматривается анализ своих ресурсов, окружающей среды, обстоятельств и т. п. Соответственно, «хочуха» тут находится в пассивной позиции: либо ему подарят приставку, либо нет.
Не спешите обвинять ребенка в несознательности. Хотя бы потому, что все мы видели взрослых, которые мыслят похожим образом. А если серьезно, способность планировать движение к цели тесно связано с физиологией человека и возрастными нормами созревания мозга. Грубо говоря, в начальной школе ребенок может действовать по алгоритму, который придумали взрослые; он пока не готов ставить стратегические цели и составлять дорожную карту. Его надо обучать шаг за шагом при помощи игровых и жизненных задач.
Один из инструментов такого обучения в Synergy Box – методический блокнот. Чтобы дети учились простраивать путь до цели, мы адаптировали для них взрослую методику постановки целей по SMART и назвали ее КЕДР.
С КЕДРом ребенок научится:
- К – понимать Конкретно, чего он хочет. Например, подтягиваться на турнике.
- Е – определять Единицу измерения цели. В нашем случае – 20 подтягиваний. Компонент учит видеть взаимосвязь между измеримостью цели и фактом ее достижения.
- Д – ставить Дату достижения. Цель, какой бы растянутой во времени она не была, всегда имеет финальную дату. В случае с подтягиваниями – конец учебного года – 31 мая. Эта дата служит ориентиром и помогает не отклоняться от определенного курса.
- Р – проверять, достижим ли Результат. На этапе планирования ребенку предлагается честно ответить самому себе на вопрос: «А смогу ли?» Важно сразу учиться ставить реалистичные цели, чтобы не забросить это дело, разочаровавшись несколько раз.
Ребенок ставит себе цели, а удобный и понятный блокнот помогает ему отслеживать результаты.
-
Дети часто должны достигать целей, которые им поставили взрослые
Для достижения цели необходима мотивация – способность совершать усилия, хотя иногда нам бывает лень напрягать себя. Мотивация возникает тогда, когда цель действительно желанная, и мы правда хотим ее достичь.
Такое бывает, когда цель человек поставил себе сам или же другие люди предлагают ему идти к цели, которую он считает нужной и правильной.
К огромному сожалению, взрослые часто ставят детям цели, которые младшему поколению кажутся не особенно ценными. Это может быть истиной: взрослый хочет за счет ребенка удовлетворить собственные амбиции и добиться собственных целей. Например многие школьные мероприятия не дают детям ценности, и они не хотят в них участвовать.
Но еще чаще дети просто не в состоянии увидеть ценность в той далекой цели, которую поставили старшие. Например мы понимаем, что сильный вуз поможет сформировать премиальный круг общения и сделать хорошую карьеру. Чтобы туда попасть, нужно построить учебный трек и идти по нему не один год. Но для ребенка это все слишком далеко и непонятно, поэтому он не мотивирован трудиться здесь и сейчас, особенно когда это тяжело и скучно.
Правильное решение – это:
а) помогать ребенку увидеть связь между его усилиями и результатом;
б) предлагать активности, которые формируют нужные навыки в увлекательной игровой форме и дают быстрый и понятный результат здесь и сейчас.
Synergy Box предлагает детям в обязательной для будущего успеха рутине (школа, репетитор и кружки) искать то, что делает их день ярким. Мы, взрослые, помним, что увернуться от горького сиропа не всегда получалось, но иногда после мама давала конфетку, и жизнь сразу становилась веселее.
Методика «Чем я себя порадую» предлагает искать яркие впечатления в каждом дне, а если их не было, то придумывать, рисовать на пончиках и претворять в жизнь. Эта активность помогает маленькому человеку не перегореть и выдержать баланс между «надо» и «хочу».