Тренды бизнес-образования: развитие русской школы управления

В бизнес-образовании все так же непросто, как в моде и стиле: тут и массовый рынок технологичных продуктов, и эксклюзивные вещи под заказ, и крепкий миддл-класс, и государственный заказ… Во всем этом разнообразии, однако, есть выраженные тренды.

Мы попросили рассказать о них Исполнительного директора Школы бизнеса “Синергия” Александра Рагиню, поскольку Школа бизнеса “Синергия” – редкий случай на рынке бизнес-образования – работает во всех направлениях В2С, В2В и В2G, в России и за рубежом во всех ценовых сегментах: от доступного онлайн-обучения до премиальных открытых и корпоративных программ для топ-менеджеров. 

Тренды бизнес-образования: развитие русской школы управления

Запрос на бизнес-образование в России и тренды в бизнес-школах

Александр, справедливо ли говорить о “моде” и “трендах” в бизнес-образовании?

Вполне справедливо. Бизнес-образование – это то, что покупают люди с высоким запросом на отдачу от инвестиций, в том числе в обучение. Они понимают, что нужно постоянно обновлять стек своих компетенций, чтобы быть в рынке, повышать собственную рыночную стоимость и стоимость своей компании. Поэтому тренды в сфере бизнес-образования – это ответ на меняющийся запрос наших клиентов в меняющемся мире.

Хайп и мода в бизнес-образовании тоже есть. Но этим и отличаются продукты серьезной бизнес-школы от быстрых курсов и продуктов инфобиза: мы достаточно компетентны именно в трендвотчинге и в тех инновациях, которые обеспечат устойчивый результат для карьеры и бизнеса. Мы работаем именно в этой нише. Хотя качественный продукт сложнее продать, чем какой-нибудь хайповый короткий курс “Напиши один промпт и сделай Х10 выручки”. Нас репутация и марка старейшей бизнес-школы России обязывает не хайповать, а работать с клиентом экспертно.

– Давайте поговорим о клиенте Школы бизнеса: кто он? И в чем разница между людьми, которые платят за обучение сами за себя, приходят учиться за счет корпораций или за счет государства? Тут есть какие-то тренды?

То, что оплата из собственного кармана повышает мотивацию и доходимость в обучении – ни для кого не секрет. Именно поэтому мы сталкиваемся с запросом некоторых наших корпоративных клиентов организовать прием частичной оплаты за обучение от их сотрудников, а сами компании разрабатывают механизмы материального поощрения для тех, кто учится добросовестно. 

Если говорить о трендах с точки зрения запроса по форматам обучения, то однозначно в тренде оптимизация временных затрат обучаемых. Это касается и продолжительности курса, и продолжительности учебной итерации, и времени, которое человек тратит на выполнение самостоятельной работы. Нет, микролернинг в бизнес-образовании пока не тренд, но люди предпочитают обучение, которое разбито на небольшие блоки. И каждый из них должен быть полезен в текущей работе человека и давать какой-то инструмент, который можно применить.

Если говорить о трендовых тематиках, то главный тренд во всех сегментах – это развитие продуктового мышления и проектного подхода у тех, кто раньше считался просто специалистом. Это касается и рекрутера, и программиста, и руководителя. Юнит-экономика, продуктовый менеджмент, навыки управления проектом – это уже не только запросы стартапов и молодых предпринимателей. Крупные компании и государственные структуры хотят, чтобы любой сотрудник видел, как его эффективность влияет на бизнес-результат его подразделения и компании и что нужно изменить, чтобы улучшить бизнес-показатели. 

Также мы видим казалось бы противоречивые тренды: с одной стороны обучение работе с данными и принятие решений на основе данных. И в то же время контртренд: personality hire (найм личности по субъективному решению лица принимающего решения), приоритет power skills (которые плохо поддаются измерению) в картах компетенций.

Как ни странно, нашей Школе бизнеса очень комфортно в такой ситуации неопределенности с точки зрения продуктовой линейки. Мы бережно храним и развиваем традиции вошедшей в нашу корпорацию тренинговой компании “Арсенал”. Она еще в 90-е славилась методиками развития творческого потенциала делового человека, его ресурсности. Так что многие креативные зумеры сейчас изобретают то, что мы делали 30 лет назад и добивались бизнес-результата. При этом у нас есть и “второй столп” – классическая школа бизнеса с программами МВА.

Актуальность программ МВА (Master of Business Administration) в России

– Вы говорите о коротких форматах, мягких навыках. Значит ли это, что сейчас МВА – устаревший и невостребованный формат?

А чем формат МВА противоречит современным трендам? МВА – это максимально гибкая история. Первая программа была предложена Гарвардской высшей школой делового администрирования аж в 1908 году. Там было действительно много теории и соответствие бренду Гарварда. Но с тех пор международные стандарты МВА дают возможность бизнес-образованию быть адаптивным. Вы если в тему погрузитесь, голова кругом пойдет от того, сколько вариантов и какие они разные по наполнению. В том же Гарварде активно используют кейс-метод, а MIT Sloan делает упор на аналитику и количественный подход. Лондонская школа бизнеса предлагает новую годичную программу MBA, раньше они были гораздо длиннее. И таких примеров много. Ниша, как ни крути, коммерческая, и архитектура программ привязана к запросам аудитории. 

– А в чем тогда смысл получать именно МВА? Не обесценилось ли звание Master of Business Administration?

Не обесценилось, но стало более доступным и разнообразным, как и все образование в целом. Образование – это то, что человек покупает, чтобы изменить себя и свою жизнь. Изменить свое мышление, круг общения, статус. Этот запрос не из разряда “трендов” – скорее из области “вечных ценностей”. И МВА по-прежнему отвечает на этот запрос.

Есть иллюзия, что  бизнесом занимаются только люди, которые после школы поступили в университет на экономическую или любую другую специальность “по теме”. В реальности же мы видим стартапы, маленькие и средние компании, у истоков которых стоят люди с непрофильным образованием. Чтобы начать производить и продавать продукцию, чтобы делать мобильные приложения, полезными будет предпринимательская жилка, драйв.

А вот когда бизнес начнет расти и развиваться, нехватка базы может стать ощутимой. Но взрослый студент заинтересован в прикладном, концентрированном образовании и обменом опытом - на этом и строятся наши программы МВА.

Так что сама идея МВА как открытой программы, где ты знакомишься с людьми, тебе преподают те, кто уже решил аналогичные проблемы в своем бизнесе или бизнесе клиентов – этот формат актуален.

Новые форматы в бизнес-образовании и актуальность контента

– Вы говорите о доступности бизнес-образования, в частности, именно в вашей Школе бизнеса. Но если вы не отбираете студентов, не приходится ли преподавателям снижать планку в том материале, который они дают?

Знаете, можно критиковать преподавателей за доступную подачу, например, за аналогии из массовой культуры и говорить, что это несерьезно. Но на самом деле, это методические приемы, и они в тренде. Если преподаватель перенимает идеи из социальных сетей, использует приемы популярных блоггеров - это не минус, а плюс. Я требую, чтобы материал объясняли понятно, потом собираю обратную связь с людей: поняли и применили в бизнесе -- преподаватель молодец.

Если серьезно, великий Лев Выготский и его теория Зоны ближайшего развития применима же не только к детям, а к обучению в целом. Человек понял суть, попробовал, присвоил, взял нужное, получил бизнес-результат. Потом пусть осмысляет теоретически, сколько хочет, главная цель уже достигнута. 

– Запишете доступную программу МВА-онлайн в формате шортсов?

Возможно, вы не в курсе, но бизнес-образование уже пришло  в Тик-Ток. Финский университет Haaga Helia выпустил в Тик-Ток курс Idea to Business, на который подписаны более 1200 человек. Этот курс позволяет студентам зачесть 1 ETCS. И это не удивительно: вовлекающая, понятная подача материала блогерами нравится людям и приносит им пользу.

Если серьезно, я понимаю, что нас постоянно сравнивают с конкурентами, элитными брендами с более высокой стоимостью бизнес-образования. С точки зрения юнит-экономики все верно: в репутацию и бренд много вложено, нужно повышать средний чек. Но в образовании бренд часто идет рука об руку со снобизмом. В том числе по отношению к обучающимся на бизнес-программах. И вот это лично мне уже не близко.

Мне друзья рассказывают, что “в брендах”,  как в школе, бывает страшно задать вопрос, когда не понимаешь чего-то и боишься показаться глупее других.  У нас наоборот, преподаватели открыты, а клиенты – более требовательны, не боятся вытрясти из преподавателя то, что им интересно и нужно. 

На самом деле, это вызов – работать в сфере бизнес-образования в нашей нише. В один из сегментов нашей аудитории - начинающих предпринимателей, – метят представители инфобиза. И нам часто приходится на пальцах объяснять, в чем разница.

Бизнес-образование и инфобизнес: в чем разница?

– А кстати в чем разница между “правильными” бизнес-тренингами и инфобизом?

Бизнес-образование, даже самое доходчивое, дает более-менее универсальные модели, которые работают в разных отраслях коммерческого сектора. Они про развитие компании. А инфобиз обучает зарабатывать, повторяя инфобизовую модель, вы эти навыки к заводу по производству бетона или цветочному магазину не пришьете. 

Вот в этом и есть суть бизнес-образования: мы и на коротких тренингах, и на программах MBA даем модели, стратегии, решения, которые подкреплены реальным  бизнес-опытом. В обучающих группах люди из разных сфер собираются, это тоже взаимное обогащение. Только в такой ситуации можно понять, что есть общие моменты и универсальные методики, и есть уникальность твоей компании. И не путать одно с другим. 

Мы держим такой баланс за счет правильных решений корпорации “Синергия”, которая создала Школу бизнеса за счет слияния тренинговой компании и бизнес-школы с более “тяжелыми” академическими программами и мероприятиями. В результате у нас максимально широкая продуктовая линейка и экспертиза в бизнес-образовании.

Бизнес-образование и обучение предпринимателей в 2025

– Вернемся к трендам. На какие “большие” тренды Школа бизнеса “Синергия” ориентируется сейчас?

В ситуации, когда иностранные бизнес-школы покинули Россию, развитие русской бизнес-школы это не только вынужденная мера, но и объективная реальность. У нас сейчас своя специфика: развитие экономических отношений с дружественными странами, освоение новых рынков и культур. Поэтому мы активно запускаем программы в этом направлении: премиальную программу Executive MBA с шестью выездными модулями в страны экономического интереса российского бизнеса: ОАЭ, Саудовская Аравия, Китай, Индия, Аргентина, Бразилия.

Не менее важно для бизнеса в текущей российской действительности - это сотрудничество с государством и участие в национальных проектах. А наша задача как бизнес-школы налаживать диалог между властью и бизнесом, информировать предпринимателей о мерах поддержки и возможностях. В ближайшие годы это экономический тренд, и мы помогаем нашим студентам разобраться с ним и найти свою бизнес-нишу.

Наша миссия на данном этапе - стать лидерами отечественной школы бизнес-образования в рамках создаваемой Русской школы менеджмента, которая ориентирована на актуальный запрос наших студентов программ МВА, ЕМВА и коротких программ.

Последние новости